РЕКЛАМА ВАШЕЙ ФИРМЫ
НА ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ ФОТОСАЙТАХ -- СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, 
ОТ КОТОРОГО ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ

Статьи и обзоры 
articles  

Оригинал этой статьи расположен на информационном сервере ФОТОКУБ


Внимание!!! Не забывайте что эта статья была написана еще в прошлом  тысячелетии, когда небо было голубее, трава была зеленее, а матрицы более 2х мегапикселей были только мечтами :-)))

Цифровая фотография в следующем тысячелетии
Владимир Степанов

* * *Заглянуть в будущее - мечта почти всех людей. Сейчас это занятие стало особенно популярным - ведь мы прогнозируем не просто события следующего года или десятилетия, но ситуацию в следующем веке и тысячелетии. Хотя, конечно, эта граница очень условна, но некоторое впечатление производит. Ниже мы поговорим о будущем цифровой фототехники. Сразу предупредим, что никаких глобальных прогнозов не будет - только краткий рассказ о том, как и чем будут фотографировать люди в начале XXI века.

Введение в предмет
Итак, что век грядущий нам готовит? Точнее, не совсем "нам". О подобных прогнозах в России нам пока ничего не известно. Может быть, такая информация и существует, хотя прогнозирование в нашей стране зациклено на политических и макроэкономических вопросах. А вот такая "мелочь", как рынок цифровых камер, исследуется мало. Видимо, нет желающих вложить деньги в такое планирование - ведь любой прогноз стоит недешево. По крайней мере, оценки ситуации за пределами государственной границы и для нас имеют определенную ценность. Мы, конечно, вечно опаздываем, но рано или поздно достигаем мирового уровня... трех-, пяти-, десятилетней давности.

Общий тон прогнозистов - рынок цифровых камер рос, растет и будет расти быстрыми темпами. Но это нормальное состояние практически для любой отрасли промышленности, если она, конечно, не вымирает, как, например, угледобыча. Главный вопрос для нас заключается не столько в том, насколько больше цифровиков будет продано и насколько вырастет объем инвестиций. Важнее то, насколько изменится роль цифровой фототехники в жизни обычного, массового потребителя.

Химическая фотография - для профи, а "цифру" - любителям...
CMOS matrix Прежде всего, отметим, что выделяется две основных области, где использование цифровых камер не только становится обычным делом, но и начинает замещать собой традиционную "химическую" фототехнику. Первая из них - это, естественно, основа основ любительской фотографии, то есть самые простые компактные камеры. Такими аппаратами фотографирует большинство от общего числа фотографов. Это область самых дешевой техники, простейших, "одноклеточных" мыльниц. Они не требуют от пользователя практических никаких умений, кроме способности худо-бедно поймать фотографируемый предмет в окошко видоискателя. Предельная простота и автоматизация приводит к очень ограниченным требованиям к качеству получаемых снимков.

Фотографирование "мыльницами" - одно из самых популярных хобби последних десятилетий. Первые, совсем примитивные цифровые камеры появились именно в этой области. Здесь и ожидается наиболее бурный рост их продаж. Некоторые из прогнозистов выдают даже "экстремистские" прогнозы вроде следующего: "В ближайшее время, появится молодое поколение, которое никогда даже не держало в руках традиционной, "пленочной" камеры". Этому способствует и то, что ценовой уровень цифровых мыльниц сейчас уже почти не отличается от привычных 35-миллиметровых камер. А вот цифровик уровнем повыше пока стоит заметно дороже сопоставимой по классу пленочной техники. Sinar back

Camera Вторая область, где цифровики начинают постепенно играть существенную роль, - это камеры двухмегапиксельного разрешения. Это весьма существенная граница. Имиджи с меньшим разрешением пригодны только для компьютерного экрана, качество изображения недостаточно для распечатки.

Двухмегапиксельные кадры уже могут быть выведены на принтер, результат получается вполне удовлетворительным, достигается "фотографическое качество".

Профессиональные камеры большого и среднего формата, по прогнозам, останутся областью господства фотохимии. Проблема создания хороших цифровых камер с разрешением свыше 2 мегапикселей пока не решена окончательно. Такие камеры существуют, но они и слишком дороги, и уступают по качеству традиционной технике. Кроме того, следует принимать во внимание консервативность профессиональных фотографов: в отличие от любителей, "падких" на всякие технические новинки, профи предпочитают не менять одну хорошую и зарекомендовавшую себя технологию на другую.

Drang nach Osten - до России еще далеко
Попробуем сами сделать небольшой прогноз на следующую тему: "Как и когда новые веяния затронут российский рынок?" Для этого, как обычно, надо сначала взглянуть не на себя, а на других. world map А с этими "другими" дело обстоит, на первый взгляд, так. Существует любопытная экономико-географическая зависимость, своего рода "Drang nach Osten". Только начинается этот "натиск на Восток" не с Европы и не с США, а с Японии. Дело вот в чем: цифровики получили максимальное распространение именно в "стране восходящего солнца". В этом японцы превосходят даже Штаты. Почти половина производителей цифровой фототехники - японские корпорации, да и популярность фотографирования в Японии традиционно высока. США пока несколько отстают от своих тихоокеанских соседей-конкурентов, но быстро сокращают разрыв. А в развитых странах Европы цифровые камеры только-только начали завоевывать признание - немцы, англичане, французы и прочие шведы оказались консерваторами. Таким образом, чем дальше от Японии, чем восточнее расположена страна, тем больше пристрастие потребителя к традиционной, химической технике.

Дело здесь, конечно, не столько в географии. Экономические и технические условия важнее. Если обычная фотография - это "вещь в себе", и ее прогресс и развитие почти не завязаны на окружающий мир, то цифровые камеры - это, по сути, подтип компьютерных периферийных устройств. Поэтому распространение цифровиков тесно связано с развитием компьютеров. Естественно, что чем выше компьютеризация экономики и быта, тем больше потенциальный рынок цифровых камер. Приходится признать, что информационные общества развитых стран закономерно являются основным мировым рынком digital imaging.

Россия - все же страна развивающаяся. Слабая компьютеризованность русского потребителя тормозит распространение цифрового фото. Ситуация, правда, улучшается, но не так быстро, как хотелось бы. В принципе, повышение компьютерной грамотности населения и превращение компьютеров в предмет бытовой техники сильно повысит шансы на то, что цифровики успешно приживутся в нашей стране.

CMOS матрицы - дешевое будущее цифровых мыльниц
Компьютеризация - это, конечно, не единственный фактор, влияющий на темпы роста цифрового фоторынка. Есть и другие причины. Например, цена. Для России цифровая камера - это пока еще дорогая игрушка. CMOS В западных странах цифровики тоже не дешевы, но там хотя бы уровень жизни повыше. Впрочем, эти камеры постоянно дешевеют (как дешевеет и другая компьютерная периферия). Остановимся на одной недавней инновации, которая позволит в будущем снизить стоимость цифровиков.

Речь идет о появлении новых сканирующих изображение сенсоров. Традиционно в цифровой технике использовались полупроводниковые CCD матрицы (charged coupled device), теперь же относительную популярность получил другой тип сенсоров - CMOS (complementary metal oxide semiconductor). Эта новинка дешевле, при этом лопает энергию не в таких огромных объемах, как CCD, и не хуже по качеству. Пока CCD все-таки используются чаще, но количество новых моделей камер со встроенными CMOS-матрицами постоянно растет.

Прогнозы пока осторожно оценивают перспективы новых сенсоров. Признается, что CMOS может вытеснить или, по крайней мере, составить очень мощную конкуренцию традиционным матрицам в области цифровых мыльниц, фотокамер с невысоким разрешением (менее 2 мегапикселей). Это может произойти уже в ближайшие несколько лет. Но рынок более мощных разрешений пока останется за CCD. Можно предположить, что из-за этого ценовой разрыв между любительскими и профессиональными камерами еще увеличится.

Цифровая камера - это только начало покупок
Есть такой бородатый анекдот про то, как три мужика разговаривают о своих семейных бюджетах. Первый говорит: "Я так боюсь, что моя жена захочет новую шубу. Это же стоит сумасшедших денег!" periphery Второй: "Да... А я так боюсь, что жена потребует новую машину. Это меня просто разорит!" Третий: "Да фигня это все! Вот я боюсь, что моей бабе новая сумочка приглянется!" Первые двое удивляются: "Да ведь сумочка - это же копейки! Можно и потратиться..." Третий мужик объясняет: "Да, сумочку-то я ей куплю, но потом она скажет, что к этой сумке нужно купить туфли в цвет, к туфлям - подходящее вечернее платье, к платью - новую шубу, к шубе - машину…"

К предмету нашего разговора этот анекдот относится напрямую. Цифровая камера - это та же сумочка. Ведь мало сделать цифровую фотографию, нужно еще перекачать ее в компьютер, обработать изображение, periphery отретушировать, по возможности, мелкие недочеты имиджа, распечатать, наконец... Для этого нужен, как минимум, компьютер, принтер и программа для обработки изображения. При этом компьютер должен быть мощным, поскольку обработка графики требует уймы ресурсов, а принтер должен давать возможность печатать имиджи с тем самым "фотографическим качеством". Так что приобретение мало-мальски приличного цифровика - это бессмысленный шаг, если нет подходящей компьютерной техники.

Цифровой рынок идет двумя путями. Первый способ, пока более частый, заключается в том, что возможности цифровых камер "подгоняются" под существующий хард и софт. Второй путь, принимаемый на вооружение мощными "брендами" - это совместное планирование и состыковывание системных требований цифровиков, принтеров, компьютеров, сканеров, разработка специального программного обеспечения под свою продукцию и тому подобное. Возможно, что второй путь развития станет в будущем основным. Это может означать появление своего рода "рабочих станций" для тех, кто занимается цифровой фотографией. Такие "наборы", разработанные специально digital imaging, существуют и сейчас, но сфера их применения узка - пользуются ими, в основном, дизайнеры. Но не исключено, что в ближайшее время рынок получит и "семейные" модели, рассчитанные на любителей.

Что делать традиционалистам, или Дигитализация пленочной фотографии
Так что же делать, если человек привык снимать на обычную фотопленку, а цифровую камеру купить не хочет или не может? Наиболее простое и гуманное решение - оставить его в покое. В конце концов, до сих пор существуют люди, пишущие не на компьютере, а шариковой ручкой - и ничего, все живы, никто не помер. Но такое решение не всегда проходит. Многие "традиционалисты" и последовательные апологеты фотохимии подчас завидуют легкости, с какой можно "играть" с цифровым изображением на компьютере, за несколько секунд изменить цветовую гамму, увеличить контрастность, убрать нежелательный блик и так далее. С эмульсией такие фокусы проделывать сложнее. С другой стороны, многие производители также мечтают о массовом переходе консервативной части потребителей к новым цифровым технологиям - это увеличит рынок, а, следовательно, и доходы.

scanner Итак, требуется промежуточное решение. Надо сохранить фотопленку и дать возможность использовать преимущества компьютера. Самый привычный и распространенный метод - использование сканера. Таким образом вы переводите слайд или отпечаток в цифровую форму, а дальше - твори, выдумывай, пробуй! Ведь графический файл со сканера принципиально не отличается от имиджа, полученного с помощью цифровой камеры. Проблема, в общем-то, одна: нужен сканер, а сканер стоит денег.

Eastman Kodak Co. предложил интересный альтернативный способ. Способ называется Kodak Picture CD или Kodak Picture Disk. Суть методики очень проста: вы, как обычно, сдаете вашу отснятую пленку в кодаковскую лабораторию на проявку/печать. Обратно вы получаете негативы, отпечатки и... компакт-диск (Picture CD) или дискету (Picture Disk). Picture disc На CD или дискете находятся все ваши снимки в виде графических файлов. С ними уже можно проделать все то, что и с цифровой фотографией. Разница между компактом и дискетой - разрешение файлов: на дискету много информации не влезет, поэтому имиджи там маленькие, 400 на 600 пикселей; на CD вы получите картинки качеством получше. Называется все это гордым словом "дигитализация" (англ. 'digitalization'), по-русски можно сказать и "оцифровывание". Идея интересная, наверняка она получит большую популярность. Жаль только, что пока Picture CD/Disk доступен лишь американцам. Но Kodak - корпорация транснациональная, рано или поздно все ее новинки добираются до Европы, а там и до нас недалеко...

Вместо подведения итогов
Торжественных итогов здесь не будет. Просто мы не ставили себе цели дать полную и законченную картину будущего. Но несколько общих слов сказать можно. Цифровое фото достигло определенного уровня, причем довольно высокого. Камеры без пленки отвоевали свое место под солнцем и успешно развивают наступательные действия. На некоторых фронтах они даже могут получить преимущество над фотохимией. Однако полной победы ни один из соперников не добьется. В некоторый момент придется перейти к политике мирного сосуществования. Более того, появляются и "нейтральные страны", типа Picture CD, которых ни к цифровой, ни к эмульсионной фотографии однозначно не припишешь. В общем, остается только напомнить, что а) материал основан на западных материалах и рассказывает о западном фоторынке, и б) все это пока только прогнозы. Может быть все будет не совсем так, как написано, но мы полагаем, что какие-то важные тенденции развития схвачены верно.

Материал предоставлен информационным сервером ФОТОКУБ.


список статей
оглавление каталога

главная страница www.photoeye.ru


RB2 Network       RB2 Network


Профессиональная рекламная фотосъемка, видеосъемка и видеомонтаж.
Андрей Баранов Фото тел.(095) 720-26-84

Andrei Baranov Photo © 1997-2002
mail@photoeye.ru

Rambler's Top100