РЕКЛАМА ВАШЕЙ ФИРМЫ
НА ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ ФОТОСАЙТАХ -- СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, 
ОТ КОТОРОГО ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ

Статьи и обзоры 
articles  

Вы можете поместить в этот раздел свою статью или другую информацию, которая может быть интересна нашим читателям.
Контакт: mail@photoeye.ru


"Отношения агента и фотографа: как это делается "у них".

Владимир Степанов, ФОТОКУБ

    Многим известно, что на западном рынке профессиональной фотографии есть понятие агента, представителя (на американском сленге - rep, от глагола to represent - 'представлять'). Собственно говоря, агент - необходимый участник рыночных взаимоотношений между наемным творческим работником и работодателем не только в сфере фотографии. Агент может вести дела и литератора, и художника, и актера - любого представителя "свободной профессии".
   
    Однако, что такое rep, агент профессионального фотографа, не все знают достаточно твердо. На это можно возразить: "А зачем, собственно, нужно это знать? В России агентов нет (или почти нет). А даже если и есть, то Америка - нам не указ, мало ли как у них это устроено… У нас все иначе, своя специфика, так сказать". С последним утверждением, конечно, не поспоришь. Да, у нас своя "специфика", хорошо это или плохо. Однако рано или поздно какие-то нормы западной жизни у нас прививаются. Видимо, при дальнейшем развитии рынка агентская деятельность станет привычным явлением и в России.
   
    Во-первых, часто предполагают, что агент - это или мелкий технический работник, или сам Господь Бог. Он - ни то, ни другое. Западный агент не является банальным секретарем, выполняющим черновую работу (типа рассылки факсов, портфолио, уточнения времени и места деловых встреч и т.п.). С другой стороны, агент - это и не всемогущий суперменеджер, способный взять на себя всю административную работу по устроению бизнеса, оставив фотографу только возможность "творить" в студии. Агентская деятельность, судя по всему, - это нечто среднее между этими двумя полюсами. Агент - это помощник фотографа в области promotion, рекламы, и т.п.

    Конечно, бизнес - это бизнес, и взаимоотношения агента и фотографа определяются, в первую очередь, деньгами. Деньгами, которые оба могут заработать в результате этого сотрудничества. В сильно упрощенном варианте можно сказать так: фотограф создает продающиеся имиджи, а агент делает все возможное, чтобы эти имиджи продавались за соответствующую цену. Однако нельзя сказать, что в этой связке один старается нажиться за счет другого. Стандартная схема работы в Америке такова: 75% - доля фотографа, 25% - агента. При этом надо понимать, что чем больше общая сумма, тем, соответственно, увеличиваются в абсолютном исчислении и доли обоих.

    Фотограф не должен полагать, что, заключив договор с агентом, он автоматически устраняется от всех действий, связанных с продвижением себя на рынке. Например, если наклевывается приличный контракт, то работодатель не ограничится разговором с агентом, изучением портфолио, он может захотеть лично познакомиться с фотографом. Но в данном случае именно агент проделывает всю основную работу. С другой стороны, агент может "вмешиваться" в работу фотографа, в ту ее часть, которая непосредственно связана с promotion. Например, агент может посоветовать, какие работы желательно увидеть в портфолио фотографа и т.п.

    Интересно, что несколько различаются взаимоотношения фотографов с небольшими и крупными агентствами. Если пытаться кратко сформулировать эту разницу, то надо сказать, что мелкие агентства относятся к фотографу менее формально. Фактически, в этом случае фотограф и его rep действительно могут составлять единую "команду".
    Крупные агентства не имеют ни возможности, ни желания входить в "производственный процесс" столь детально. В общем, это похоже на различие сервиса в небольшом магазинчике и супермаркете - в первом выбор меньше, но продавец лично входит в ваши проблемы, во втором есть почти все, но вас обслуживают "конвейерным" способом.
    Опять же не следует считать, что агент будет участвовать в продвижении на рынок и раскрутке клиента, так сказать, за свои деньги. Ситуация такова: если фотограф - новичок на рынке, никому не известен и не имеет большого опыта, то агент не будет рисковать, вкладывая свои деньги в "товар", проект, отдача от которого пока не гарантирована.
    Поэтому первое время при работе с фотографом агент будет тратить только свое время, стараться сделать имя своего подопечного известным, но ни в коем случае не будет вкладывать в рекламу ни копейки (или, скорее уж, ни цента или ни пфеннига). А раскрутка требует денег, только составление портфолио - это немалые затраты. Если же потом в результаты многомесячной работы и раскрутки появятся заказы, фотограф займет свое место на рынке фотографии, то агент может взять на себя часть promotion-расходов фотографа (в среднем, около 25%).

    Естественно, все эти непростые взаимоотношения обычно регулируются контрактом. Кстати, как ни странно, но, к примеру, в США, в стране, где закон - это все, и без юридического закрепления ничего не делается, еще в 80-е годы отношения между фотографом и агентом часто имели неформальный характер. Теперь это уже ушло в прошлое. Контракт стал практически обязателен. Причем сейчас соглашением между фотографом и агентом регулируются не только их денежные дела на период действия контракта, но и на определенный период после разрыва. Это делается для того, чтобы агент, раскрутивший фотографа, не остался внакладе, если последний захочет перейти к другому rep'у. Фотограф в этом случае отчисляет определенный процент бывшему агенту. Эта ситуация чем-то похожа на правила перехода спортсменов из одного клуба в другой: даже если контракт игрока с предыдущим работодателем закончился, последний все равно получит определенную компенсацию.

    Начинающий фотограф не должен ожидать, что известность, признание, заказы появятся сразу после начала работы с агентом. Как уже было сказано, агент - не Бог, а рынок - отнюдь не пустое место. На любом освоенном рынке полно народу, и чтобы втиснуться туда, надо долго искать свободный сантиметр пространства. Агент, собственно, и призван помочь это сделать.
    Опытный rep имеет свои контакты, он знает определенные "ходы", т.е. технологии "протаскивания" на рынок, не говоря уже о том, что он, в отличие от того же фотографа, имеет на это время. Фотограф может и должен помогать агенту в этом, если есть не вмешиваясь в дела соседей. Поэтому фотограф должен четко понимать, чего он хочет, каким именно видом деятельности он собирается заниматься, и искать именно того агента, который подходит ему по профилю.

    Заметьте, что все, о чем мы вам рассказывали, невозможно сейчас перенести на российскую почву. Просто нет тех условий. Такие взаимоотношения между агентом и фотографом-freelancer'ом предполагают, прежде всего, стабильно работающий, даже несколько консервативный рынок. Российская ситуация сейчас хоть и не хаотична, но далеко не столь стабильна.      Это не значит, что в этой ситуации не может существовать профессия агента. Другое дело, что роль агента должна быть несколько иной. Американский rep играет по созданным уже правилам, в России правил гораздо меньше. Поэтому успеха здесь добьется либо тот, кто сыграет максимально выгодно на этой нестабильности, либо тот, кто сможет найти, как сформировать новые правила игры. (По материалам зарубежной "Интернет-печати".)

P.S. Сказать по правде, нам неизвестны случаи успешных попыток агентской деятельности на российском фоторынке. Более того, те фотографы, с кем мы разговаривали на эту тему, весьма и весьма скептически оценивают здешние перспективы этой профессии - уж слишком, мол, наши условия отличны от западных. Но, может быть, мы просто недостаточно информированы, и первые шаги в этом направлении уже делаются. Мы бы с радостью услышали об этом. Кто-то всегда сделает первый шаг...

Материал предоставлен информационным сервером ФОТОКУБ.


список статей
оглавление каталога

главная страница www.photoeye.ru


Студия Си-Би-Ай © "CB Eye" 1997-2001 All rights reserved.
mail@photoeye.ru